Мир изменился. Он оглох, скомкал белые листы тишины, спрятался в наушники… Мы, не оглядываясь, прячась за мониторы, уходим в одиночество городов, цепляясь за редкие встречи с приятелями (увы, не друзьями), проживаем жизни под глухие частые ритмы ХХI века. Не стало чудного мгновенья, которое так хочется остановить. Понемногу мы перестаём мечтать, грезить, любить… А жаль! Удельный вес совместной деятельности взрослых и детей всё меньше. Подросток превращается в социально пассивного потребителя, который растёт в ситуации дефицита положительных образов. Более того, получение знаний при помощи традиционных методов вызывает в школьниках, в лучшем случае, падение интереса к процессу познания. Как быть? Искать! Идти к ребёнку, быть рядом, учиться, творить, играть вместе с ним!
* * *
В 2010 году мы задумали цикл проектов, который, как нам кажется, является оригинальной идеей шестого школьного дня. Целесообразность реализации цикла проектов “Имена” обусловлена наличием дефицита технологий, способных стимулировать в школьниках активное творческое начало, интерес к познанию, укреплять семейные узы и отношения со сверстниками и педагогами совместной созидательной деятельностью.
Помочь личности ребёнка сформироваться в самостоятельную творческую единицу, человека с активной гражданской позицией — в этом суть нашего ведущего принципа “Мы — авторы!”. Члены творческой группы учащихся, родителей и педагогов на равных генерируют идеи, которые позже будут реализованы в проектах цикла. Вклад каждого участника важен, будь то критическое мнение, сценарная разработка, дизайнерская идея, сценические эксперименты, рекламные новшества. Мы — авторы, и нас много! На разных стадиях реализации цикла проектов “Имена” членами его творческих групп были 212 человек. Вот почему совокупность сценарных разработок пяти реализованных проектов составляет 150 страниц.
Роль родителей в предлагаемой форме организации шестого школьного дня неоценима. Семьи учащихся не просто посещали итоговые мероприятия, они и оказывали помощь в репетиционном процессе, придумывали и проводили познавательные викторины, создавали сценические костюмы, помогали пополнять призовые фонды проектов и участвовали в экскурсионных поездках.
Задачи, стоявшие перед авторской группой, были и, пожалуй, будут насущны ещё долгое время. Дети и взрослые — мы очень хотели их решить, ведь у нас было главное — мы были вместе. Так появился цикл “Имена” (пять проектов), период реализации которого составил 4 года.
Цель проекта: создание продуктивной творческой среды для учащихся с целью проявления детской инициативы, повышения мотивации к познавательной деятельности через коллективно-творческие дела и сотрудничество всех участников педагогического процесса.
Задачи проекта:
— стимулировать индивидуальное и коллективное творчество учащихся, их семей и педагогов школы во взаимосвязи различных жанров искусства;
— повысить эффективность процесса получения знаний путём создания привлекательной формы организации шестого школьного дня;
— реализовать принцип сотрудничества всех участников педагогического процесса;
— воспитать гражданско-патриотические и нравственные принципы посредством приобщения к отечественной и мировой художественной классике.
Структура цикла проектов “Имена”, принципы, методы и формы его реализации
Цикл “Имена” по праву является оригинальной творческой идеей. Через призму жизни и творчества замечательных людей участники педагогического процесса (в первую очередь учащиеся) постигают простые человеческие истины, получают представление о целой эпохе, погружаются в богатейшую атмосферу национальных культур.
Каждому из проектов цикла присущи, на наш взгляд, следующие черты:
— продуктивная творческая среда для проявления детской инициативы, обучения и воспитания учащихся;
— “Мы — авторы!” — базовый сегмент на этапах подготовки и реализации проектов;
— сотрудничество всех участников педагогического процесса;
— активный читательский интерес участников творческих групп;
— индивидуальное и коллективное творчество во взаимосвязи литературы и других жанров искусства;
— процесс познания в привлекательной форме, повышающий результативность учебной деятельности.
Да, да, да! Знания должны, просто обязаны быть “вкусными”! Разумное, доброе, вечное — это не морализирование на классных часах и уроках. Оно проявляется в нашем отношении к близким, к детям, которые приходят к нам каждый день.
Нам было важно знать мнение ребят о том, чем бы им хотелось заняться в школьную субботу. Было бы несколько странно и самонадеянно просто объявить классу — “будем заниматься тем и этим” или “приходите, я знаю что вам нужно”. Мы отталкивались от результатов опроса с опцией: “Каким из предложенных видов деятельности вы бы хотели заниматься в шестой школьный день?” (см. диаграмму)
Согласно приоритетам видов деятельности возникла структура проекта:
1. Драматическое художественное произведение (авторское, либо самостоятельно адаптированное).
2. Биографическая канва.
3. Интерактивный познавательный блок.
4. Песня (в контексте тематики проекта).
5. Танец.
6. Поэтическая страница.
Дополнительными элементами проектов явились структурные творческие блоки. Именно они придают оригинальность и своеобразие каждому из пяти проектов цикла.
7. Авторский видеофильм.
8. Литературный конкурс.
9. Экскурсионная поездка.
10. Экологическая акция.
11. Музыкальное произведение.
Основой любого из проектов цикла “Имена” является драматическое произведение в 2, 3, 4 действия. Если герой вечера не драматург, авторская группа самостоятельно создаёт пьесу либо по мотивам его произведений, либо с опорой на его биографию. Мы — авторы! В результате, зрители и участники проекта “проживают” произведение в собственной трактовке или драматизируют ключевые, поучительные эпизоды жизни автора. И то и другое очень важно, поскольку завуалированный процесс обучения и воспитания происходит в канве активной творческой деятельности самих учащихся. Это приносит “ребятам-субботникам” только пользу. Кроме того, выбор героя проекта не ограничивается лишь литераторами. Роль личности в истории велика, и жизнь замечательных людей полна событий и поступков, которые могли бы многому научить поколение-next. Взять хотя бы Эйнштейна, Наполеона, Ломоносова, Иисуса Христа, Баха, Ефросинью Полоцкую, Микеланджело, Дарвина…
Антракты между действиями заполняются биографической канвой, повествуемой ведущими, декламацией отрывков произведений, вокальными и танцевальными номерами, интерактивной познавательной игрой с залом. Причём, поэзия, песня и танец часто органично вплетаются в сюжет пьесы. Зритель воспринимает не только личности творца, но и получает образовательный посыл педагогов. Подбор героев наших проектов не случаен. Тагор, Пушкин, Купала, Гоголь, Андерсен — личности гигантские по своему духовному влиянию, свет творений которых не меркнет и по сей день.
Возвращаясь к результатам опроса, хочется отметить, что позиции “биографическая канва” и “прямой инфоканал” в глазах детей наименее привлекательны ввиду того, что это открытое транслирование информации, которого с лихвой хватает и на уроках.
“Тагор”.
Год 2010
Рабиндранат Тагор — замечательный индийский писатель, вдохновенный поэт-лирик, романист, драматург, художник, основатель двух университетов.
Рабиндранат Тагор — лауреат Нобелевской премии по литературе, автор гимнов Индии и Бангладеш, множества песен. Тагор — душа и совесть Востока.
Пьесы Тагора либо носят религиозный характер, либо имеют ярко обозначенный национальный вектор. Опираясь на индийский эпос, мы создали двухактную пьесу “Легенда о Будде”, сделав упор на морально-эстетическую основу мифа. Звучала прекрасная поэзия Тагора — его пронзительное стихотворение о матери “Воспоминанье” и лирический отрывок из “Последней поэмы”.
Ветер, ты старые ивы развей.
Нет мне дороги
в мой брошенный край.
Если увидеть пытаешься издали,
Не разглядишь меня,
Не разглядишь меня, друг мой,
Прощай…
Зал в этот вечер был наполнен этнической музыкой, звучали песни на стихи поэта.
Итоговое мероприятие — эта маленькая жизнь — уложилось в небольшие сорок пять минут, но послевкусие мудрых миниатюр Рабиндраната Тагора, его тонкой поэзии, нравственно-светлых песен, чарующего ритма танцев и высоких истин пьесы осталось надолго. Всё это вдохновило нас, учителей, ребят и их родителей, создать ещё что-либо подобное…
“Пушкинский вечер”.
Год 2011
Главным событием вечера явилась пьеса в четырёх действиях по мотивам пушкинской повести “Барышня-крестьянка”. Театральная версия творческой группы уникальна тем, что пьеса создана как оригинальное самостоятельное авторское произведение педагогов школы на основе сюжетной линии, намеченной Пушкиным в “Повестях Белкина”. К слову сказать, “Барышня-крестьянка” — прекрасный плод болдинской осени, первое законченное прозаическое произведение поэта. В сюжетную линию вечера вошли три поэтические страницы (“Я к вам пишу…”, “Признание”, цикл стихотворений о природе), романсы (“Что в имени тебе моём?” и “Я помню чудное мгновенье”), классический вальс, рассказ о гениальном поэте на фоне мультимедийных презентаций и музыкальных гармоний Баха, Рахманинова, Вивальди и Чайковского.
Проект планировался как мероприятие одного классного коллектива, но очень скоро перерос в общешкольное коллективно-творческое дело.
Три месяца подготовки воплотились в 69 минут праздника, в короткую, но такую незабываемую прогулку с Александром Сергеевичем Пушкиным. Удивительно светло и радостно становится оттого, что мы подарили друг другу эти чудные мгновенья…
“Купала”.
Год 2012
Цикл “Имена” становится для школы традиционным, но именно в “Купале” появляются новые идеи, ставшие традицией. Целевую группу этого проекта составили учащиеся 6 “А” класса. Данная возрастная категория имеет свою специфику, что и отразилось на содержательной стороне дела.
Открытие вечера — видеоработа “Спадчына”, которая снималась в разных уголках Беларуси. Шестиклассники читают “Ад прадзедаў спакон вякоў…” на фоне башен Мирского замка, во дворе дворцового комплекса Радзивиллов, в осеннем парке Несвижа и в купаловской Вязынке. Смонтированная и заново озвученная видеоработа стала настоящей жемчужиной вечера.
Театральная постановка “Паўлiнкi” запомнилась зрителям не только весёлыми коленцами самой пьесы. Герои спектакля мирились и ссорились, исполняли народные песни, забавные куплеты и, конечно, лихо отплясывали польку. Текстовый объём пьесы оказался непосильным для юных актёров, поэтому его пришлось частично сократить. Особенностью постановки было и то, что состав исполнителей в первом и втором действиях был разным.
Кроме гражданской лирики поэта, со сцены звучали и его басни. Конечно же, трудно представить себе купаловский вечер без песни. Зрители услышали “Малiтву”, “Спадчыну”, “Рэчаньку” и “Купалiнку”.
Ещё одна инновация проекта “Купала” — это творческий литературный конкурс “Старонка Родная”. У Янки Купалы в стихотворении “Спадчына” есть строчка “Завецца ж спадчына мая ўсяго Старонкай Роднаю”. Отсюда и название конкурса эссе и его тема. При подготовке проекта каждый из ребят в форме эссе сделал попытку ответить на вопрос: “За што я люблю цябе, Беларусь?”.
Ребята сами подвели итоги конкурса, а лучшие эссе прозвучали в этот вечер со сцены в исполнении самих авторов.
Проект нашёл своё развитие и после тематического мероприятия. Состоялась поездка ребят в Вязынку, посещение “Паўлiнкi” на сцене Дома офицеров и акция “Дерево моего класса”. В память и с благодарностью великому белорусу ребята высадили на территории школы клён, дуб и рябину.
Проект “Купала” стал настоящей копилкой инноваций!
“Проектъ “Мой Гоголь”.
Год 2013
Лейтмотивом вечера послужила авторская постановка повести “Ночь перед Рождеством” в 4-х действиях. На самом деле, пьесы по мотивам этой повести Гоголя не существует, поэтому многие диалоги, сюжетные перипетии и даже герои — это творческий эксперимент авторской группы.
Видеоработа, открывшая мероприятие, — знаменитый монолог “Знаете ли вы украинскую ночь?”. В съёмке были задействованы учащиеся 4 — 11-х классов, которые построчно прочли отрывок из “Майской ночи”. Ведущие перемежали сюжетную линию вечера рассказом о жизни и творчестве писателя, а лучшие чтецы школы исполнили бессмертные отрывки из повестей “Сорочинская ярмарка” и “Тарас Бульба”.
Весёлая интерактивная викторина со зрителями “Мой Гоголь” позволила не только окунуться в богатейшую украинскую культуру, не только проверить свои знания, но и узнать много любопытных фактов о произведениях Николая Васильевича, его жизненном пути. Ведущие викторины вручили победителю красочный экземпляр книги “Ночь перед Рождеством” с автографами всех участников проекта. Тех, кто был чуть менее удачлив в ответах на вопросы, ожидал другой приз — вкусные бутерброды с салом.
В гоголевский вечер были вплетены народные и современные лирические украинские песни “Цвiте терен”, “Тобi”, “Ой, на горi два дубки” и “Рiчка”. Украсили проект национальные танцы. Зрителей тронули задумчивая “Рiчка” и искромётный гопак.
Опорной группой проекта стали учащиеся 10 “А” класса. Позже в работу над “Гоголем” включились и ребята из других параллелей, а в итоге число их возросло до 32 человек.
Почему именно Гоголь? Удивительный и загадочный, величайший из русских писателей. Он красочен и тонок. Он весел и остроумен. Он смел. Его потрясающее мужество говорить правду, открывать миру его тёмные стороны — это нравственный ориентир любого времени, это совесть не только ХIХ века, но и века нынешнего. Как всем нам нужно, особенно ребятам — поколению грядущему, это умение взглянуть на себя со стороны, эта смелость говорить правду, посмеяться над своими недостатками, а значит, стать лучше.
В финале проекта “Мой Гоголь” демонстрировался фрагмент-эпилог из кинофильма “Мёртвые души”. Это послесловие, этот постскриптум, быть может, заставил многих задуматься о том, изжиты ли те пороки, те низкие истины, над которыми мы так смеёмся, читая произведение писателя. За два дня до своего ухода Гоголь написал на клочке бумаги: “Будьте не мертвые, а живые души…”. Больше всего эти слова похожи на завещание нам, его потомкам…
“Андерсен. Жизнь как чудо”.
Год 2013
Цикл “Имена” развивается, ищет всё новые и новые тропинки к детским сердцам.
Андерсен… Кто, если не Андерсен? На сцене школы оживают короли и принцессы, стойкий оловянный солдатик и храбрая Герда…
Уже ставший традиционным, видеофильм открыл вечер Андерсена. С экрана ребята читали стихотворение “Мой Андерсен”, написанное авторской группой проекта.
Театральный дебют — новая пьеса “Жил-был король” по мотивам сказок Андерсена. Три действия постановки — это переработанные в единое драматургическое произведение сказки “Ганс-простак”, “Новое платье короля” и “Свинопас”. Открытием для ребят и родителей стали стихи, которые сочинил датский сказочник. Со сцены в этот вечер звучали немного наивные рифмы его поэтических трудов: “Женщина с лукошком”, “Поры года” и “Картинка”. Экспериментом проекта “Андерсен” стала декламация фрагментов сказок “Русалочка” и “Снежная королева” под аккомпанемент пианино и флейты. Мелодии XIX века придали вечеру очарование и ощущение близости эпохи, в которой жил Ганс Христиан… Всех — родителей, учителей и школьников — соединила в этот вечер старая-старая сказка.
* * *
Пять реализованных проектов позволили усовершенствовать технологичность (воспроизводимость) цикла и доказать его вариативность. Тематика проектов может быть адаптирована под насущные педагогические задачи. Нельзя не упомянуть и о том, что любое коллективно-творческое дело вряд ли будет жизнеспособным, если между учителем и учеником не будет искренности, доверия, желания творить, быть вместе и оставаться собой. Школьная суббота — это не обязаловка, но чудесные часы, когда учителя, ребята, их семьи могут погрузиться в радостное состояние безбарьерного общения и сотворчества. Даже при оптимальном ресурсном обеспечении проект может сбыться, но не будет жить. Всё в школе начинается с Любви, и наши “Имена” не исключение.
И, наконец, подобный цикл проектов не является замкнутым. Обучая и воспитывая, он может продолжаться, зажигать на небосклоне школы новые и новые светлые ИМЕНА.