Здравствуй, снежинка!

В Сенненском районном центре детей и молодежи Витебской области под руководством педагога дополнительного образования Людмилы Викторовны Козловой успешно работает объединение по интересам “Вытинанка”. С помощью бумаги и ножниц ребята фантазируют, создавая причудливые композиции, вкладывая в них умение рук и тепло своей души. Интерьер школы агрогородка Яново, где учатся юные творцы, совсем скоро приобретет праздничный новогодний вид. Центральное место в этих бумажных композициях будет отведено снежинкам, вырезанию которых Людмила Викторовна посвятила занятие “Здравствуй, снежинка”. В этом году по итогам республиканского конкурса “Мое лучшее занятие” оно было отмечено дипломами Министерства образования Республики Беларусь и управления образования Витебского облисполкома.

Цель: обучение вырезанию шестилучевой розетки в технике вытинанка.
Материалы и оборудование: бумага, клей, карандаш, ножницы, шаблоны вытинанок, образцы снежинок; персональные компьютеры с выходом в интернет, мультимедийная презентация; учебный мультфильм “Почему все снежинки разные?”; музыкальный клип “Зимняя сказка”; музыкальное сопровождение (П.И.Чайковский “Январь. У камелька”; музыка А.Пинегина, слова А.Усачева “Зимняя сказка”; музыка Е.Крылатова, слова Л.Дербенева “Снежинка”).
Эпиграф к занятию: “Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться”. Леонардо да Винчи.
Тип занятия: комбинированное.
Место проведения: компьютерный класс.
Межпредметные связи: русский язык и литература, изобразительное искусство, музыка, физика, химия.

Ход занятия

Организационный момент
Педагог (приветствует учащихся стихами):
Ну-ка, дети, вместе, дружно,
Мне ответьте благодушно:
Вы к уроку все готовы? (Да!)
Чтоб работа закипела,
Приготовьте все для дела,
Будем резать, мастерить —
Все должно в порядке быть.
Ножницы, бумагу, клей —
Клади на место поскорей.
Не забудь про карандаш —
Он в труде помощник наш.
Линейку, ластик положи,
В порядке вещи содержи.
Все готовы? (Да!)
Молодцы!
(Проверка готовности к занятию. Включается мультимедийная презентация.)
Педагог:
Ну, тогда вперед, друзья!
Время нам терять нельзя!
Посмотрите на экран,
Как в природе снег идет,
Так под дивный снегопад
Сказка к нам пускай придет.
(Для создания определённого эмоционального фона показывается музыкальный клип “Зимняя сказка”.)
Основная часть занятия
Педагог: (читает на фоне слайд-шоу)
Гуляет по земле зима.
Останови ее, попробуй!
Махнет рукой — бела земля,
Махнет другой — растут сугробы.
Белит деревья и дома,
Морозит, устали не зная!
Гуляет по земле зима.
Морозная, не злая.
Пусть у зимы нет буйства красок —
Всего лишь белый цвет,
Но для фантазий зимних сказок,
Как для мечты, предела нет…
Послушайте, ребята, начало сказки Наталии Абрамовой “Снежинка” и в своем воображении попытайтесь нарисовать эту сказку. (Читает начало сказки.)
Педагог. Белая снежинка из-за туч летела, на мою ладошку отдохнуть присела. Давайте познакомимся с ней поближе. Итак, сегодня наше занятие называется “Здравствуй, снежинка”. Снежинка — прекрасное и совершенное творение природы. “Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться”, — писал Леонардо да Винчи. Поэтому нашим учителем сегодня на занятии будет сама природа, которая раскроет нам тайны снежинки — снежинки пушистой и колючей, сверкающей и блистающей, загадочной и неповторимой. И еще познакомит с теми, кто разглядел и открыл для нас в привычном и обыденном скрытую природой красоту и попытался измерить и запечатлеть ее.
Ребята, рассматривали ли вы когда-нибудь снежинки на своей ладошке? (Ответы.) Что вас поразило больше всего? Какую форму имеют снежинки? Сколько лучей у настоящей снежинки? Задумывались ли вы, ребята, почему все снежинки разные? На этот вопрос нам поможет ответить мультфильм.
(Просмотр обучающего мультфильма “Почему все снежинки разные?”.)
Педагог. Снежинка — сложная симметричная структура, состоящая из кристалликов льда, собранных вместе. Вариантов “сборки” множество. До сих пор не удалось найти среди снежинок две одинаковые. Это настоящее волшебство вокруг нас, которое мы, к сожалению, не всегда замечаем. Трудно сказать, когда человек впервые залюбовался этим чудом природы.
(Сообщения учащихся “Из истории изучения снежинок”.)
1-й ученик. Сколько лет люди пытаются разгадать тайны снежинок… Снежинками любуются, их изучают, о них поют песни и пишут стихи. В снежинках интересно все — и их геометрия, и физические свойства, и создание моделей снежинок.
2-й ученик. Снежинки называют “холодным совершенством”. Согласно легенде, снежинки — это крылья ангелов, упавшие с неба. Первым человеком в истории, решившим запечатлеть всю красоту и уникальность снежинок, был Уилсон А.Бентли, один из первых известных фотографов, прозванный “Снежинка”. Он усовершенствовал процесс ловли снежинок на черном бархате таким образом, что изображения могли быть получены прежде, чем объект растает.
Педагог. А эти снежинки — уже цветные, сфотографированы с использованием новых технологий от последователя Уилсона А.Бентли — Кеннета Либбрехта. Японский ученый Накая Укитиро, который занимался изучением снежинок и создал единственный в мире музей снежинок, называл снег “письмом с небес, написанным тайными иероглифами”. Сегодня мы с вами познакомимся с этими “небесными иероглифами” и попытаемся пополнить музей снежинок новыми образцами. Наши предки тоже пытались сделать снежинки с помощью бумаги и ножниц. И это у них получилось. Такой вид народного искусства называется розетковой, или центрической вытинанкой.
Мы с вами уже знакомы с двумя другими видами вытинанки. Какими? (Ответы.) Правильно, раппортной и симметричной. Чем они отличаются между собой? (Ответы.) Верно, способами сложения бумаги. Как необходимо сложить бумагу, чтобы получить раппортную вытинанку? (Ответы.) Правильно, гармошкой. Найдите среди образцов примеры раппортной вытинанки. Какая вытинанка называется симметричной? (Ответы.) Назовите образцы симметричной вытинанки. Сегодня мы поближе познакомимся с новым для нас видом вытинанки — розетковой, или центрической. Эта вытинанка имеет несколько осей симметрии, которые проходят через один центр. Поэтому она и называется центрической, или розетковой. Посмотрите на образцы розетковой вытинанки.
(Образцы размещены на доске. Идет демонстрация различных образцов центрической вытинанки.)
Посмотрите на эти снежинки, чем розетковая вытинанка отличается от симметричной и раппортной? (Ответы.) Пытались ли вы, ребята, сами когда-нибудь вырезать снежинки? (Ответы.) Раньше мы вырезали с вами восьмигранные снежинки. Они больше похожи на кружевные салфетки. А сегодня научимся вырезать самые настоящие шестилучевые снежинки. Такие, какие создает природа. Как вы думаете, чем отличаются шестилучевая снежинка от привычной нам восьмилучевой? (Ответы.) Правильно, особенностями сложения бумаги. Поэтому сейчас мы организуем работу творческой мастерской “Снежинка”, где познакомимся с тем, как необходимо складывать бумагу для того, чтобы вырезать настоящую шестилучевую снежинку.
Педагог (проводит анализ работ учащихся). Какие признаки покажут, что ваша снежинка удалась и может стать настоящим украшением? (Определяются критерии оценивания работы: наличие нужного количества лучиков, целостность работы, аккуратные ровные срезы.) Все вырезанные снежинки закрепляются на доске. Посмотрите, ребята, какие красивые получились у вас работы. Как и в природе, у нас ни одна снежинка не похожа на другую. Я думаю, что ваши работы достойны того, чтобы пополнить музей снежинок.

Заключительная часть занятия. Обобщение знаний

Педагог. Скажите, пожалуйста, ребята, с каким новым видом вытинанки мы сегодня познакомились? Чем розетковая вытинанка отличается от раппортной и симметричной? Какая из снежинок вам нравится больше всех и почему? (Ответы учащихся.)

Рефлексия. Подведение итогов

Педагог. У нас получились замечательные снежинки. Скажите, а где вы можете использовать и применить те знания, которые получили сегодня на занятии? (Ответы учащихся.) Сегодня мы поближе познакомились с такой знакомой и такой таинственной снежинкой. Надеюсь, вы узнали много нового и интересного. Кстати, знаете ли вы, что в Японии уже на протяжении многих лет существует праздник любования снегом. Повод полюбоваться снегом есть и у нас с вами. 19 января мы будем отмечать Всемирный день снега! Хотя, я думаю, нам не нужно ждать. Полюбоваться снегом и рассмотреть поближе снежинки можно в любой момент, стоит только захотеть. Давайте будем находить волшебство в привычных для нас вещах, давайте учиться видеть красоту везде. Я поздравляю вас с наступающим Новым годом. Возьмите самую красивую из вырезанных сегодня вами снежинок, положите её на свою ладошку, закройте глаза и загадайте желание.
(Под песню Л.Дербенева “Снежинка” ребята загадывают желания.)
Верьте, и все задуманное исполнится!
Домашнее задание: придумать несколько новых образцов шестилучевых снежинок: с растительным узором, с зооморфным узором, произвольной формы.
Завершение занятия: уборка рабочих мест.

Людмила КОЗЛОВА,
руководитель объединения по интересам художественного профиля “Вытинанка”.