Наше издание уже сотрудничало с учителем начальных классов гимназии № 7 Витебска Татьяной Анатольевной Шушпановой. В прошлом году вы, уважаемые читатели, могли ознакомиться со сценарием Дня благодарения дедушек и бабушек. И вот очередной семейный праздник, который в ближайшее время Татьяна Анатольевна проведет для параллели 3-х классов. По словам педагога, семейные уроки будут актуальны и интересны для учащихся любого возраста, а вместо фамилий Серафимович, Картыник, Тимченко могут звучать фамилии любых учеников. Если немного вашей фантазии, творчества ваших учеников и родителей совместить со сценарием, составленным в 7-й витебской гимназии, то в итоге свободное от уроков время можно наполнить увлекательным семейным праздником.
Подготовительная работа. От каждого класса на параллели выделяется семья, которая выбирает тему для семейного урока и готовит выступление. Кроме этого, от классов готовятся музыкальные номера. Готовится группа ведущих праздника (учащиеся 3-х классов).
Оборудование. Выставка семейных работ учащихся и их мам в технике изонить и вышивки крестиком. Выставка книг по теме “Воспитание детей”. Плакаты с надписями названий уроков.
Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья!
Ведущий 2. Вас приветствует “Час семьи”.
Ведущий 3. Семейные уроки на параллели 3-х классов.
Ведущий 1. Сегодня мы предлагаем вам окунуться в атмосферу семейной жизни, с её укладом, традициями, открыть секреты взаимопонимания.
Ведущий 2. Неслучайно считают счастливым того человека, который с радостью идет на работу и с удовольствием возвращается домой.
Ведущий 3. Что же такое семья? Слово это понятно всем, как слова “хлеб” и “вода”. Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас.
Ведущий 1. Семья — это “убежище для души”.
Ведущий 2. В зал приглашаются семьи учащихся 3-х классов.
(Звучит музыка.)
Ведущий 3. Есть такая притча. Поселил Бог мужчину и женщину в поле, научил их строить шалаш. Дал мужчине лопату, а женщине горсть зерна: “Живите и продолжайте род человеческий. Приду через год, посмотрю, как тут у вас”. На следующий год приходит Бог рано утром, на восходе солнца. Видит: сидят мужчина и женщина у шалаша, перед ними созревает хлеб на ниве, рядом с ними колыбель, а в ней ребенок. А мужчина и женщина смотрят то на небо алое, то в глаза друг другу. В те мгновения, когда глаза их встречались, Бог видел в них какую-то силу, красоту. Эта красота была прекраснее неба и солнца, земли и пшеничного поля, прекраснее всего, что слепил и смастерил Бог. Откуда же она взялась, и что это за красота?
Ведущий 1. Это любовь! Именно она соединила ваши судьбы в одну. Это любовь! Это она дала жизнь вашим детям. И именно благодаря любви у вас создалась здоровая, крепкая, дружная семья.
Ведущий 2. Познакомимся с нашими семьями.
(Представление семей.)
Ведущий 1. Именно в семье ребенок постигает самые важные уроки.
Ведущий 2. Первый урок нашему вниманию предлагает семья Затолока.
Ведущий 3. Урок здоровья.
Урок здоровья
Самое ценное у человека — жизнь, самое ценное в жизни — здоровье.
Не придет само здоровье,
Так и знай.
Как его сберечь надолго,
Прочитай.
В книгах многое, ребята,
происходит,
И здоровье к нам из них порой
приходит,
Прочитайте вы страницу
за страницей,
Там найдете всё, что в жизни
пригодится.
Закаляться надо с детства,
Так и знай.
А как правильно всё сделать,
Прочитай.
Витамины нужно кушать,
Так и знай.
А какие нам получше, прочитай.
Не прожить без книги в мире,
Так и знай.
Кругозор чтоб стал пошире,
Ты читай.
Если мы действительно хотим многого добиться в жизни, то нам надлежит быть здоровыми. А ведь зачастую мы оказываемся втянутыми в конфликтную ситуацию в школе, на работе, у нас не всё ладится в семье. Позитивное отношение позволяет нам быть хозяином своей жизни. Негативное отношение к жизни превращает нас в игрушку в руках судьбы. Опыт свидетельствует: комфортная социальная среда, личный самонастрой и увлеченность трудом — приоритетные факторы сбережения и укрепления здоровья людей.
Гимнастический комплекс порядочного человека
Встав с постели
И вытянувшись во весь рост,
Вспомни: я — человек!
Всегда готов встать рядом
Или чуть впереди.
Подставить плечи под груз
Тревог и забот,
Протянуть руку помощи.
Легко нагнуться к старому
или малому,
Оглянуться к отстающим,
Бороться с собственной ленью,
Балансировать между желаниями
И возможностями,
Перепрыгнуть через усталость
и боль,
Пронести через всю свою жизнь
Любовь и дружбу.
Дотянуться до мечты.
Глубоко вздохнуть по несбывшемуся
И начать всё сначала,
Но в следующий раз…
Желаем вам расти, цвести,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути —
Главнейшее условие.
Ведущий 2. По словарю русского языка С.И.Ожегова, семья — это единство, объединение людей, сплоченных общими интересами.
Ведущий 3. Одним из общих интересов семьи Серафимович стала музыка.
(Музыкальное выступление семьи Серафимович.)
Ведущий 1. Артем, как ты думаешь, а кто в семье чаще всего становится родоначальником интересного дела?
Ведущий 2. У нас в семье это, конечно, бабушка. Она в молодости увлекалась, как и многие, вышивкой крестиком. Глядя на её работы, мы с мамой тоже решили вышивать. И вот итог — выставка наших работ.
Ведущий 1. А у нас в семье получилось по-другому. Я занималась в школьном кружке “Волшебная изонить” с 1 класса. И со временем увлекла этим интересным делом свою маму.
Ведущий 2. А есть семьи, где каждый член семьи вносит своё увлечение в общую копилку интересов.
Ведущий 1. Урок семьи Картыник.
Урок “Наши увлечения”
(Приветствие семьи Картыник.)
Катя. Меня зовут Катя Картыник. Я — учащаяся 3 “Б” класса. Я люблю плавать в бассейне, кататься на коньках, лыжах и санках, рисовать, читать, играть. А ещё я люблю свою семью. Знакомьтесь: моя мама!
Мама. Меня зовут Татьяна Иосифовна. Я работаю в детском саду. Когда-то давно, поступая в педуниверситет, я мечтала о профессии математика. А теперь, проработав более десяти лет с дошколятами, думаю, что нашла своё призвание. В свободное время я люблю почитать журналы, книги, люблю прогулки на природе и, конечно же, игры со своей дочерью.
Катя. А вот мой папа!
Папа. Меня зовут Виталий Павлович. Я работаю автослесарем, ремонтирую машины. Еще с детства я увлекался техникой. В школе получил водительские права и после армии стал работать водителем. Я ездил в Москву, в города Украины и даже в Сибирь. Теперь я ремонтирую машины и своей работой доволен.
Катя. Я очень люблю моих папу и маму. А ещё у меня есть бабушка.
Бабушка. Меня зовут Галина Владимировна. Когда-то я работала бухгалтером. Теперь пенсионерка и всё свое свободное время посвящаю любимой внучке. Всё, что интересно моей Катюше, интересно и мне. Мы много читаем, разгадываем кроссворды, оформляем анкеты и дневники для девочек.
Мама. Нашей семье скоро 14 лет. Иногда мы спорим.
Папа. Ссоримся.
Катя. Обижаемся.
Мама. Но чаще улыбаемся.
Папа. Разговариваем.
Катя. И играем вместе.
Все вместе. Потому что все мы — друзья!
Катя. Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг.
Папа. Я в беде не брошу.
Мама и бабушка. Мы лишнего не спросим.
Катя. Вот что значит настоящий, верный друг!
“Наши увлечения”
Катя. Сегодня ночью мне приснился страшный сон. Вечер. Мама на кухне, папа у телевизора, бабушка ушла, а я совсем одна сижу в комнате. Грустно. Хорошо, что это был сон, и в жизни у нас все по-другому. Давайте расскажем, как у нас.
Папа. Я очень люблю проводить время с Катей. Мы делаем веселую зарядку с кувырканием, борьбой и боксом понарошку. Играем в игры “Кто выше или дальше прыгнет”, “Кто больше раз набьет ракеткой мячик”. А еще мы любим вместе играть в шашки, устраивать шашечные турниры. И, конечно, не обходится без игр в поддавки и “Меткий стрелок”.
Мама. А я предпочитаю игры развивающие, умные и серьезные. У нас дома есть много пазлов, логические настольные игры, игры-ходилки. Ещё я люблю с Катей раскрашивать и рисовать.
Катя. Мне нравится рисовать своё настроение. Оно у меня бывает разным.
(Показывает рисунки.)
Мама. Иногда мы пробуем играть в лото с английскими словами.
Катя. Вот только слов я знаю ещё немного, но обязательно запомню их все.
Папа. Получается, что мы никогда не проводим время все вместе?
Мама. Нет, конечно. Мне, например, очень нравятся наши прогулки на природе. Зимой мы катаемся на лыжах и санках, летом купаемся, а осенью собираем грибы. А ещё мы иногда устраиваем “Вечер воспоминаний”. Садимся, зажигаем свечи и вспоминаем себя лет 25 назад.
Папа. Я, помню, мог часами кататься на велосипеде.
Мама. А мне нравилось с ребятами играть в разведчиков, казаков-разбойников. Мне кажется, что после таких вечеров мы, взрослые, становимся моложе и терпимее относимся к шалостям нашей Кати.
Катя. Я очень люблю слушать о детстве папы и мамы, а ещё я люблю читать.
Бабушка. Любовь Кати к книгам, чтению я считаю своей заслугой. С раннего детства я покупала ей много красочных книг. Каждый вечер, да и днем частенько я читала Катерине сказки, веселые стихи. Это стало хорошей традицией — ни дня без книги, прочитать что-то новое, перечитать понравившееся старое. И теперь, когда Катя сама замечательно читает и часами сидит за книгой, я все равно люблю почитать ей. Книги я не только покупаю, но и беру в библиотеке, где мы с Катюшей частые посетители. А еще я считаю, что много интересного и полезного можно узнать из детских журналов.
Катя. В журналах рассказывается о разных странах, животных, птицах. Есть интересные кроссворды, игры, загадки. А давайте поиграем в игру-викторину “Знаешь ли ты?”!
(Вопросы игры на карточках.)
Мама. В заключение нашего урока хочется пожелать всем: почаще говорите, читайте со своими детьми и родителями, тогда члены вашей семьи станут вашими друзьями!
Ведущий 3.
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою доброты
И радость помоги найти кому-то.
Ведущий 1. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце — доброта.
Ведущий 3. Доброта — это лекарство от всего плохого. Как же возникает в человеческом сердце это чудесное, светлое свойство — доброта, помогающая людям жить, творить, делающая жизнь красивой?
Ведущий 1. Ведь в сердце человека не заглянешь. Нет прибора, который мог бы определить, чего там больше — зла или добра.
Ведущий 3. Для вас урок доброты от семьи Синкевич.
Урок доброты
Мама. Я проведу урок доброты, расскажу о том, как мы воспитываем доброту. (Примеры семьи.) Мы считаем, что доброта складывается из многих слагаемых. Мы стараемся ребенка воспитать на ситуации успеха, и наша дочь ведет “Книгу доброты”. Мы еще учимся доброте, но главное, чему мы научились, что доброта — это желание поделиться своей радостью, любовью, доброжелательностью. Поэтому у нас в семье есть добрая традиция на праздники дарить друг другу ангелов доброты. Они разные, но очень симпатичные. Сегодня мы их дарим вам, дорогие друзья, а вы не забудьте поделиться со своими друзьями.
(Бросают в зал шарики с ангелами добра, милосердия и т.д. Далее семья инсценирует стихотворение о взаимопонимании взрослых и детей.)
Не пойму я взрослых этих,
Все у них наоборот:
Сразу тянутся к котлете
И не смотрят на компот.
Жалко взрослых мне бывает:
Ничего не понимают!
В магазин приходим с дедом —
Там горою карамель,
Ну а дед берет к обеду
Колбасу и вермишель.
Жалко взрослых мне бывает:
Ничего не понимают.
Во дворе такая лужа!
Лучше лужи не найти!
Но сосед вздыхает — ужас!
Ни проехать, ни пройти!
Жалко взрослых мне бывает:
Ничего не понимают!
В дом вчера принес мышонка,
Я нашел его в саду,
Закричала мама звонко:
“Я сейчас с ума сойду!”
Жалко взрослых мне бывает:
Ничего не понимают.
(Выступление фольклорного коллектива.)
Ведущий 2. С давних пор люди знали, что именно в сердце кроются настоящие сокровища и богатства каждого человека. Это чувства любви и дружбы, веры и надежды, радости и красоты, силы и уверенности и многие другие.
Ведущий 3. Если эти чувства есть в сердце человека, то он по-настоящему счастлив.
Ведущий 2. Семья Тимченко проводит сегодня для вас урок “Воспитание любовью”.
Урок “Воспитание любовью”
(Приветствие семьи Тимченко.)
Илья. Здравствуйте! Мы — ТИМЫ!
Мама. Почему? — спросите вы.
Папа. Да потому, что
Тимченко — наша фамилия.
Трудолюбие — одно из главных качеств, которое мы воспитываем в себе и ценим в других.
Творчество — отличительная черта всех членов нашей семьи.
Имена наши — Даниил, Илья, Елена, Саша.
Индивидуальность — ценим и стремимся подчеркнуть в каждом из нас.
Искренность и инициатива — качества, присущие всем нам.
Мужчин в нашей семье трое,
Мама — одна.
Мудрость мы черпаем от бабушек и дедушек.
Мечта у каждого из нас своя.
МЫ радуемся успехам друг друга.
МЫ поддерживаем друг друга при неудачах.
МЫ уверены, что в мире нет для нас таких вершин, что покорить нельзя.
Наша семья предлагает вашему вниманию урок на тему “Воспитание любовью”. Детство, по-нашему мнению, это пора не только развлечений. Детство — это и время выбора жизненной позиции. Какой она будет, зависит во многом от нас — родителей. Мы согласны с утверждением психологов: “Любому человеку (будь то взрослый или ребенок) нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех в делах, в учебе, на работе; чтобы он мог себя реализовать, развивать способности, совершенствоваться, уважать себя. Ведь счастье человека зависит от психологического климата той среды, в которой он растет, живет и работает. И еще от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А эти климат и багаж зависят от стиля общения родителей с детьми”. Мы покажем вам стиль общения в нашей семье. Этот стиль мы назвали “Воспитание любовью”.
(Исполняется песня на музыку из кинофильма «Мери Поппинс, до свидания» в форме диалога родителей и сына.)
Пусть итогом урока будет обращение ко взрослым: “Искупайте своих детей в любви. И в ответ вы получите огромный букет эмоций, состоящий из радости, счастья, благодарности и, конечно же, любви”.
Ведущий 1. А как ты думаешь, Кирилл, кто является основой семьи, на ком все держится?
Ведущий 3. Для меня, Аня, ответ на этот вопрос однозначен: основа любой семьи — мама.
Ведущий 1. И остается только удивляться, благодаря каким законам, правилам мамам удается поддерживать в семейном очаге счастье и уют.
Ведущий 3. Пусть мамы сами нам об этом расскажут.
“Семь главных правил”
(Стихотворение И.Молчановой читают мамы, участницы конкурса.)
Ведущий 1. Теперь я понимаю, что наши мамы просто настоящие добрые волшебницы.
Танец “Волшебники”
Ведущий 1. Много славных дел ждет нас. Мы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми.
Ведущий 2. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность и доброта радуют людей и делают их стойкими и веселыми.
Ведущий 3. Как хочется, чтобы каждый человек, маленький и большой, мог сказать: “Моя семья — самое чудесное место для жизни”.
Составила
Татьяна ШУШПАНОВА.
Фото Олега ИГНАТОВИЧА.